_POST
array(1) { [""]=> string(0) "" }
Архитектура и градостроительство

Архитектура и градостроительство

Капитальное строительство

Нормативные документы

Архитектурный облик городских и сельских поселений области сформировался в 60-80-ые годы прошлого века, в период массовой застройки, когда даже в сельской местности дома сооружались по типовым проектам, что практически свело на нет творческие возможности архитекторов.

Местные культурные традиции и бытовой уклад первопоселенцев – забайкальских казаков можно увидеть на примере еще сохранившихся жилых домов и построек в селах, основанных 1858-1865 годах на р. Амур как станицы Амурского казачьего войска. Это села Ленинское (станица Михайло-Семеновская), Екатерино-Никольское, Дежнево, Кукелево, Радде, Пузино и ряде других.

В период строительства Транссибирской железнодорожной магистрали с 1896 по 1915 год на территории области возникли железнодорожные станции, разъезды, поселения строителей железной дороги, впоследствии развившиеся в поселки городского типа Известковый, Лондоко, Бира, Волочаевка, Облучье. Ин.

Третий период возникновения новых поселений на территории области связан с созданием административно-территориального образования ЕАО на основании постановления Президиума ЦИК СССР от 28 марта 1928 года о выделении в районе рек Биры и Биджана в составе Дальневосточного края территории для земельного устройства "трудящихся евреев".

В 1928-1934 годах были основаны села Амурзет, Бирофельд, Валдгейм, Найдфельд, Кирга, пос. Лондоко-завод и другие.

В эти годы перед первостроителями стояла задача скорейшего освоения территории, создания промышленных предприятий, транспортной инфраструктуры области, поэтому о благоустройстве быта трудящихся речи не велось. Сказывались трудности военного 1941-1945 годов и послевоенного времени. Рабочие и сельские жители в основном сами занимались постройкой жилищ для семей, а из-за отсутствия времени и дефицита строительных материалов часто это были хибары и землянки. Казенные бараки и дома тоже не отличались комфортом и удобствами.

Лишь в 1960-1970 годы стали разрабатываться генеральные планы поселений, к 1980 году ими было обеспечено почти 60 процентов населенных пунктов области. В поселках городского типа и селах началось строительство типовых 3-х и 5-ти этажных жилых домов, обеспеченных централизованными коммунальными услугами. Градообразующими предприятиями и совхозами велось строительство учреждений культуры, детских дошкольных учреждений и других объектов социального назначения. За этот период было построено и введено в эксплуатацию сотни тыс. кв. метров жилья, общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений более чем на 3000 мест, комплексы учреждений здравоохранения.

Однако архитектурный облик городских и сельских поселений области оставался будничным и серым.

Наиболее благоустроенными были поселки Теплоозерск, Хинган, курортная зона поселка Кульдур, а также районные центры – села Ленинское и Амурзет.

Областной центр – город Биробиджан, также возник на месте селения Тихонькая, основанного в 1912 году.

В связи с ростом населения, вызванным прибытием первых партий евреев – переселенцев в 1931 году поселок Тихонькая переименовывается в рабочий поселок Биробиджан. Название Биробиджан дано по рекам Бира ("река") и Биджан ("последнее стойбище") (см. Административно-территориальное устройство Еврейской автономной области 1858-2003 г.г. Справочно-информационное издание г. Биробиджан, 2004 г.)

Статус города Биробиджан получил в 1937 году. Вслед за изменением статуса города, ростом его административного значения, как областного центра автономии, происходит его пространственное развитие, сопровождаемое увеличением числа жителей, освоением новых городских территорий.

Не имея сложившейся исторической застройки, как и другие города, возникшие в годы первых пятилеток, Биробиджан можно было бы спроектировать "с чистого листа". Однако, как отмечалось в докладной записке архитектора Рабиновича, "город Биро-Биджан проекта планировки и расширения не имеет, не было и пятилетнего плана по району и городу". Архитектором Рабиновичем было внесено несколько предложений по застройке территории, резервированию земельных участков для строительства вокзала, объектов транспортной инфраструктуры, градостроительному зонированию территории. Вносилось предложение о строительстве города на правом, высоком берегу Биры и в районе сопки Тихонькая. По сути это были первые предложения по генеральному плану города.

Характерным примером архитектуры 30-ых годов прошлого века является здание железнодорожного вокзала в г.Биробиджане по ул. Калинина, 32. Деревянное здание вокзала, построенное в 1912 г., где располагался переселенческий пункт, было маловместительным. В связи с резким увеличением пассажиропотоков возникла необходимость расширения вокзала. В 1933 году принимается решение о строительстве нового каменного вокзала. Строительство велось силами 13-го отделения БАМлага под руководством прораба Сутунина. Работали в основном заключенные. Закончилось строительство здания вокзала, 2-х путей и посадочных платформ 29 декабря 1935 года. Здание вокзала – первое каменное здание в городе, было построено качественно, в рекордно короткие сроки, несмотря на острую нехватку техники, материалов и рабочей силы. За хорошую работу многие из заключенных получили льготы, досрочное освобождение. Здание представляло собой пример советской архитектуры середины 30-х годов. Экстерьер здания вокзала в целом сохранил первоначальный облик. Здание расположено к юго-западу от ж/д путей, по оси улицы Октябрьской. Главным фасадом ориентировано на юго-запад, на привокзальную площадь и сквер Победы. К 65-летию г.Биробиджана, в 2002 году была завершена реконструкция здания железнодорожного вокзала и привокзальной площади

Несмотря на это, первый генеральный план г. Биробиджана был разработан, как и последующие три, институтом Ленгипрогор (в настоящее время ФГУП РосНИПИ Урбанистики) только в 1967 году, когда потребовалось размещение новой жилой индустриальной застройки и новых предприятий.

Как отмечал в своем интервью газете "Биробиджанская звезда" главный архитектор проекта Леонид Натанович Путерман (Л.Н. Путерман, доктор архитектуры, Почетный академик Российской академии архитектуры и строительных наук, Почетный строитель России), "до 60-ых годов прошлого века Биробиджан в градостроительном отношении представлял бессистемное поселковое образование, рассеченное Транссибом и вдоль реки Биры. При этом инженерно-строительная геология Биробиджана была сложной – крупные галечники пойменной части рек Биры и Икуры, непригодные для защиты застройки от наводнений в летнее время и муссонных ливней" (газета "Биробиджанская звезда" от 17.01.2008 №4 (16632).

Центральная часть города (ул. Ленина, Шолом-Алейхема, Комсомольская) была застроена 2-3-х этажными административными и жилыми зданиями, выполненными в так называемом "сталинском стиле" с элементами неоклассицизма, т. е. применялись лепные украшения, пилястры, оформленные в виде колонн, парапеты и другие архитектурные формы. Характерными примерами застройки этого периода являются, здание областной библиотеки и областного музея, здание областной типографии и редакций газет "Биробиджанская звезда" и "Биробиджанер штерн", а также группа жилых домов по ул. Ленина, Горького.

Образцом гражданской постройки в стиле советской архитектуре 40-х годов является здание областной библиотеки и краеведческого музея в г. Биробиджане по ул. Ленина, 25. Это одно из первых каменных зданий г.Биробиджана, памятник связанный с историей культурного строительства ЕАО. В 1935 году Наркомпросу было предложено построить в Биробиджане здание библиотеки на 500 тысяч томов книг. 2 ноября 1935 года принято Постановление Президиума облисполкома ЕАО ДВК "О книгах для областной библиотеки". Областная библиотека была образована на базе городской в 1940 году. Большое содействие в организации областной библиотеки оказала Н.К.Крупская. Строительство нового здания велось в годы Великой Отечественной войны, было построено к концу 1944 года. Автор проекта – архитектор В.Г. Гельфрейх. Кроме библиотеки в новом здании решено было разместить и областной краеведческий музей. Для посетителей библиотека открылась в начале 1945 года. В 1946 году в связи с 30-летием со дня смерти классика еврейской литературы Шолом-Алейхема областной библиотеке было присвоено его имя. Областной краеведческий музей был открыт для посетителей 10 июня 1945 года. В музее имеются отделы природы, истории гражданской и Великой Отечественной войн, история основания и развития области.

Другим примером архитектуры этого периода стал кинотеатр "Родина" в г. Биробиджане по ул.Октябрьская, 7. Здание расположено в центре города. Является любимым местом культурного отдыха горожан. Большой и малый зрительные залы рассчитаны на 460 мест. В просторном холле традиционно проходят художественные выставки. Кинотеатр построен в 1937 г. Управлением строительства двух путей железных дорог им.Молотова — Амурской и Дальневосточной. К 65-летию г.Биробиджана, в 2002 г., закончена реконструкция здания кинотеатра

Эти объекты сегодня бережно сохраняются. Здания железнодорожного вокзала, областной библиотеки и музея, редакции областных газет отнесены к объектам культурного наследия областного значения. Проведенные в последние годы их ремонты и реставрации выполнены с сохранением первоначального архитектурного облика.

К более поздним постройкам относятся здание универмага по ул. Шолом-Алейхема, капители которого украшены "сталинской символикой", городской Дворец культуры, украшенный элементами архитектурного декора в стиле "сталинского классицизма", который исчез с фасадов зданий в период борьбы с архитектурными излишествами в 60-ые годы прошлого века.

В остальных частях города в эти годы преобладала деревянная застройка и индивидуальное жилье.

Главным достоинством генплана 1967 года надо считать организацию функциональной структуры города, выход его к берегу реки Биры, внимание к сосредоточению производственных объектов, сохранение усадебной застройки за железной дорогой. Он оказал большое влияние на новое жилищное строительство, на прокладку улиц и магистралей. Хотя параметры расчетных показателей проекта не были достигнуты к 80-м годам прошлого столетия, он заложил основу последующего развития города.

В 70-е годы в городе развернулось интенсивное строительство. Начали формироваться микрорайоны, новые промышленные узлы.

Второй генеральный план города был разработан в 1975 году главным архитектором и автором проекта архитектором А.Г. Варзар (АПМ №4 института Ленгипрогор, руководитель Л.Н. Путерман).

Он внес новое направление развития города на правом берегу Биры. Это было обусловлено строительством нового железобетонного автодорожного и пешеходного моста через реку, который в продолжение ул. Димитрова связал левобережную центральную часть города с новой застройкой на правом берегу Биры.

Новый генплан, впервые для города, рассматривал акваторию реки Биры в качестве важнейшей планировочной оси города, заслуживающей размещение как на левом городском берегу, так и на новой территории правого берега архитектурно-композиционных узлов.

Хотя архитектурно набережная города еще не была оформлена, но одним из таких архитектурно-композиционных узлов стала центральная площадь им В.И. Ленина, с восточной стороны которой было здание исполкома областного Совета народных депутатов, а с западной – здание областного комитета КПСС, построенные в 70-тые годы прошлого века.

Оба здания отражают архитектурные тенденции своего времени. Так здание обкома КПСС было спроектированное и построенное из сборных железобетонных конструкций, какие применялись при строительстве административно-бытовых корпусов промышленных объектов.

Здание облисполкома, более монументальное, построено по индивидуальному проекту института "Хабаровскгражднпроект". Здание имеет квадратный в плане четырех этажный объем, прорезанный внутренним двориком. Строгий ритм пилонов, чередуется с плоскостями остекления.

Сама площадь, открытая к берегу реки, не отличается архитектурной выразительностью. Покрытое сборными железобетонными плитами, без каких-либо архитектурных элементов пространство, не привлекает горожан.

По оси площади, на противоположной стороне проспекта им. 60-летия СССР, в октябре 1977 года установлен памятник В.И. Ленину. Памятник сооружен в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 июля 1974 года №478. Акт о приемке памятника от 6 октября 1978 года утвержден 26 октября 1978 года. (Постановление Совета Министров РСФСР от 26 октября 1978 № 503). Открытие памятника состоялось 7 октября 1978 года в 12 часов. Авторы: Действительный член Академии Художеств СССР, Народный художник СССР, Лауреат Ленинской и Государственных премий, профессор, скульптор Кербель Л.Е.; архитектор Мисожников Л.В. Скульптурная часть отлита на Мытищенском экспериментальном заводе художественного литья имени Е.Ф.Белашевой. Строительные работы и монтаж памятника были выполнены строительной организацией – УНР-254 треста "Биробиджанстрой". Памятник является характерным образцом монументального искусства советского периода.

Другой архитектурно-композиционный узел сформировался при проектировании и строительстве здания областной филармонии и прилегающей Театральной площади.

Здание областной филармонии в г. Биробиджане, по проспекту 60-летия СССР, 14. Областная филармония является главным концертным залом Еврейской автономной области, где проходят областные, региональные фестивали и концерты, выступления популярных артистов и музыкальных групп. Спроектировано авторским коллективом института "Гипротеатр" во главе с архитектором Агафоновым А.А. в 1981 г. Построено в 1984 г. генеральной строительной организацией - трестом "Биробиджанстрой".

Здание областной филармонии - уникальнейшее театральное сооружение, имеющее свой неповторимый архитектурный облик. Оно выполнено не только профессионально, но и очень гармонично в смысле организации внешнего и особенно внутреннего пространства. Универсальность и нестандартное решение этого пространства поражает больше всего тем, что с одной точки можно видеть элементы общей композиции. Необходимо отметить демократизм в планировочном решении зрительного зала, конструктивизм и простоту форм в сочетании со сложностью пространственного интерьера, что позволило достичь превосходных акустических качеств зала.

Большой вклад в реализацию этого архитектурного проекта внесли заместитель председателя облисполкома Марк Матвеевич Кауфман, главный архитектор области Яков Михайлович Гольдман, начальник ОКСа облисполком Владимир Николаевич Усов, заместитель начальника объединения Главдальстрй Владимир Константинович Песчанский.

В последующие годы в ходе реализации второго генерального плана города Биробиджана велась интенсивная застройка двух жилых микрорайонов: им. Бумагина в западной части города и им. Стяжкина в восточной.

Дома, детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, объекты бытового обслуживания сооружались по типовым проектам, что сузило творческие возможности архитекторов, Зато способствовало решению жилищной проблемы, удовлетворению потребностей населения в объектах социальной инфраструктуры.

Было осуществлено строительство второго автодорожного моста через реку Бира в районе ул. Советской, что обеспечило дополнительную связь с промузлом Заречье и выход на автодорогу Биробиджан – Ленинское, минуя центр города.

Завершение в 2007 году строительство объездной автодороги на федеральной трассе Хабаровск-Чита, также существенно разгрузили центр города от транзитного автотранспорта.

Третий генеральный план областного центра был разработан также институтом Ленгипрогор в 1990 году, главным архитектором и автором проекта архитектором Э.С. Горбачевой (АПМ№4 института Ленгипрогор, руководитель Л.Н. Путерман) и утвержден в 1991 году.

В градостроительном плане это был наиболее удачный результат разработки структуры города в третьем поколении. Естественно заданные им параметры развития города были очень оптимистичны, но к сожалению, проводимые в 90-ые годы в отечественной экономики рыночные преобразования, не позволили в полной мере реализовать многие положения этого генерального плана.

Новые экономические реалии, изменения в градостроительном, земельном законодательствах вызвали настоятельную необходимость корректировки третьего генерального плана города.

Проект корректуры генерального плана города Биробиджана разработан проектной организацией – ФГУП "Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистики" (г. Санкт-Петербург) (бывший институт Ленгипрогор), главный архитектор проекта И.Е. Гришечкина.

Решением городской Думы МО "Город Биробиджан" корректура генплана утверждена в декабре 2007 года

Новый генеральный план представляет собой градостроительный документ, разработка которого и принятие проектных решений проводились при широком общественном сопровождении, что позволило осуществлять взаимодействие авторского коллектива с широкими слоями населения, бизнеса и властными структурами.

Новая редакция генерального плана Биробиджана разработана на период до 2025 года, первая очередь – 2015 год.

Одной из актуальнейших задач генерального плана является повышение надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктур город. В частности предусматривается строительство третьего автодорожного моста в районе проспекта 40-летия Победы с выходом на правобережье в районе микрорайона Сопка.

К наиболее значим архитектурным проектам последних лет, в первую очередь надо отнести реконструкцию Театральной площади города.

Театральная площадь в г. Биробиджане была запроектирована и построена в едином комплексе со зданием областной филармонии в 1984 году.

По ряду объективных и субъективных причин первоначальные архитектурные замыслы и в целом благоустройство площади и прилегающей городской территории не были завершены. Основная часть площади была покрыта сборными железобетонными плитами, элементы озеленения, малые архитектурные формы были выполнены крайне упрощенно, что не позволило создать целостный архитектурный ансамбль площади. Это было отмечено в ходе общественного обсуждения группой архитекторов Союза архитекторов РСФСР комплекса зданий и сооружений областной филармонии, состоявшегося 18.10.1989 года.

Практически площадь не обеспечивала необходимых общественных и градостроительных функций, была не посещаема и как бы выпадала из городской застройки.

Поэтому в 2002 году губернатором Николаем Михайловичем Волковым и правительством области было принято решение о ее реконструкции.

Задачей, поставленной перед проектировщиками ООО "Управление проектных работ", (руководитель Пуренков Владимир Константинович, главный инженер Какорин Анатолий Кириллович) при реконструкции Театральной площади, явилось преобразование ее существующего состояния в площадь, способствующую притяжению жителей города для прогулок, отдыха, массовых мероприятий, празднеств, организации культурного досуга различных групп населения, была ими успешно решена.

Реконструируемая площадь стала органическим завершением зоны отдыха и прогулок, культурной жизни горожан, начиная от ворот города, которые преобразились после завершения реконструкции комплекса железнодорожного вокзала и привокзальной площади, бульвара с монументом в честь 30-летия Победы и православной часовней, городским Дворцом культуры, Театральной площадью и кончая набережной р. Бира. За основную ось площади принята ось главного входа в концертный зал областной филармонии, образующая так называемую "АЛЛЕЮ ИСКУСТВ", выделенную цветочными вазонами, лестничными спусками, скульптурными композициями в античном стиле.

По обе стороны аллеи размещаются зоны тихого (спокойного) отдыха. В пространство площади вписаны каскадный и малый фонтаны. Часть площади, прилегающая к блоку ресторана – кафе здания областной филармонии, оформляется и благоустраивается в виде постоянной площадки – эстрады для проведения культурно-массовых мероприятий, фестивалей, дискотек, праздничных представлений и т.д.

В прилегающей к площади зоне благоустройства построены общественный туалет и магазин-кафе (цветы, напитки, сувениры, мороженное)

Воплощение в бетон и камень архитектурных и конструкторских решений по созданию "АЛЛЕИ ИСКУСТВА", зон отдыха, с каскадным цветомузыкальным и малым фонтанами, эстрады для проведения культурно-массовых мероприятий потребовали от строителей должного мастерства, высокого профессионализма.

Реализация данного архитектурного проекта позволила создать единый архитектурный ансамбль в центральной части города Биробиджана, объединенный идеей искусства, который станет зоной отдыха и местом проведения культурно-массовых мероприятий, востребованным жителями и гостями города.

Выполнили работы по реконструкции театральной площади к 70-летию Еврейской автономной области (сентябрь 2004 года) коллектив ООО "Ремстройработ" (руководитель Саламатин Леонид Николаевич)

Другим юбилейным объектом, не столь масштабным, но не менее значимым, стала реконструкция сквера и сооружения памятника классику еврейской литературы писателю Шолом-Алейхему. Шолом-Алейхем (псевдоним, настоящее имя и фами­лия Шолом Нохумович Рабинович) Родился 18.02.1859 года. г. Переяслав, Украина. Умер в 1916 го­ду. Наиболее известное произведение "Тевье - молочник".

В конце 2002 года правительством области было принято решение о строительстве памятника и объявлено о проведении конкурса на лучший архитектурный проект памятника еврейскому писателю Шолом-Алейхему в г. Биробиджане. Объявление о проведении конкурса было опубликовано в средствах массовой информации, в том числе в газете "Аргументы и факты" №49 за декабрь 2002 года.

К сожалению, конкурс не заинтересовал архитекторов и скульпторов нашего Дальневосточного региона. Возможно, по этой причине проект памятника не отличается смелостью и новизной творческой мысли, но его автор, биробиджанский художник Владислав Цап верно отразил сущность этого писателя, его созерцательность, присущий его героям грустный еврейский юмор.

Памятник писателю Шолом-Алейхему в г. Биробиджане установлен на пересечении ул. Шолом-Алейхема и ул. Пушкина в сквере напротив гостиницы "Восток".

Скульптурное изображение высотой два метра выполнено из меди и представляет скульптурную композицию: писатель Шолом-Алейхем в кресле с книгой в левой руке.

Постамент изготовлен из натурального камня, по периметру которого пройдет рельефное изображение главных героев произведений писателя.

В 2004 году была завершена реконструкция Привокзальной площади, выполненная по проекту архитектурной мастерской архитектора Мамешина А. Е. , г. Хабаровск.

На Привокзальной площади, центром которой стал фонтан с символической минорой (семисвечным светильником), установлена скульптурная композиция в память первых поселенцев – конная повозка, на которой сидит семейная пара с нехитрым пожитками. Эта скульптурная композиция пользуется особой любовью и популярностью у жителей и гостей города.

Следует отметить, что в последние годы реализовано много по-своему уникальных и интересных архитектурных проектов.

В их числе деревянный храм во имя Святителя Николая, православный кафедральный собор, здание синагоги и воскресной школы еврейской общины "Фрейд", акушерский корпус на 101 койку областной больницы, административные здания отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по ЕАО, судебного департамента, административно-бытовое здание МУП "Станция скорой помощи", культурно-развлекательный цента частного предпринимателя Давыдовича В. В., универсальный оздоровительный комплекс Бренера И.С., целый ряд магазинов, в том числе наиболее крупный и современный - Торговый центр "Айсберг" фабрики офисной мебели Абрамова С.В.

После реконструкции в 2004 году гостиницы "Восток", построенной еще в 1970 году, и сооружения напротив нее благоустроенного сквера с памятником еврейскому писателю Шолом-Алейхему, мэрией города было принято решение о создании благоустроенной пешеходной зоны.

Архитектурный проект и рабочую документацию пешеходной зоны разработал коллектив ООО "Управление проектных работ", (руководитель Пуренков Владимир Константинович, главный инженер Какорин Анатолий Кириллович), строительные и специальные работы по устройству фонтанов, уличного и декоративного освещения, облицовке сооружений гранитом и мрамором выполнило МУП "Чистый город" (директор Ю.Г. Шалаев).

В настоящее время этот коллектив работают над реализацией еще одного архитектурного проекта ООО УПР – "Реконструкцией набережной в г. Биробиджане". По сути она создается с нуля, так как это была защитная дамба вдоль рек в центральной части города, с небольшим бетонным парапетом.

Разработанный архитектурный проект благоустройства набережной выполнен по типу и подобию городской набережной, с архитектурной и функциональной точки зрения привлекательного сооружения, способствующего к притяжению жителей города для прогулок, отдыха, массовых мероприятий, организации культурного досуга различных групп населения.

Планировочная схема набережной представляет собой линейную композицию, занимающую участок общественного центра от здания областной филармонии до автодорожного моста протяженностью 850 метров.

Завершена реконструкция набережной в сентябре 2009 года, к 75-летнему юбилею Еврейской автономной области.

Современная архитектура Еврейской автономной области в основном проявляется в архитектурном облике областного центра – г. Биробиджана. Она развивается на основе местных культурных традиций, исторического наследия, климатических условий. Сегодня все заметнее влияние современных архитектурных тенденций, применения новых технических решений, материалов в формировании архитектурного облика зданий и сооружений. Наряду с этим мы бережно относимся к пусть небольшому, но тем более значимому архитектурному наследию.


Информация предоставлена управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО.
Дата обновления информации: 29.04.2010
Официальный интернет-портал органов государственной власти Еврейской автономной области.
Статус интернет-портала определен постановлением правительства ЕАО от 14.04.2010 № 107-пп "О статусе Официального интернет-портала
органов государственной власти Еврейской автономной области и регламенте его информационной поддержки".

Адрес правительства Еврейской автономной области: 679016, г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 18, e-mail: gov(a)eao.ru
HotLog © Комитет информационных технологий и связи Еврейской автономной области, 1999-2016
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Официальный интернет-портал органов государственной власти Еврейской автономной области обязательна.
Техническая поддержка сайта Сайт-Мастер